Главная » Файлы » Презентации

Инновация и инновационные процессы
[ Скачать с сервера (2.26 Mb) ] 14.11.2012, 15:45
Инновации и инновационные процессы в образовательном учреждении (1 слайд) Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений. Вначале рассмотрим два понятия: инновация и инновационный процесс. Что же они из себя представляют. Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. (2слайд) Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований,конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.(3слайд) Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономической ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. (4 слайд) Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Существующая в современной педагогической науке проблема эффективности инновационной деятельности - это во многом следствие непонимания, искажения сущности самого термина "инновация". Инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в существующих условиях. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение - в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность. Инновации в образовании внедряются непосредственно в организацию учебного процесса, в программы и методики. Изменения могут коснуться педагогической деятельности, системы финансирования и оценки качества образования. В современном обществе образование объективно имеет огромное значение. Отсюда – очередной этап поиска перспективных направлений его развития. А это тем более актуально, поскольку система образования в настоящее время выживает главным образом за счет внутреннего запаса прочности, созданного в прежние времена. Инновационные методы - методы, основанные на использова¬нии современных достижений науки и информационных техно¬логий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у школьников творческих способно¬стей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. (5слайд) Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. (6слайд0 В современное время термин инновация используется широко и повсеместно, но общепринятого определения этому понятию нет, хотя формулировок очень много. Инновационным процессам нашей школы более соответствует следующая формулировка: инновация – это новшество, целенаправленное изменение, нововведение, основанное на накопленных инициативах, позитивно влияющих на развитие учреждения, сознательно вносимое в процесс для удовлетворения уже существующих или возникающих потребностей Но инновации не должны вводиться ради инноваций. Проектируя инновационную деятельность необходимо ответить на ряд вопросов: (7слайд) - На что направлено нововведение? - Готовы ли к этому участники образовательного процесса? - Есть ли ресурсы? - Каких результатов хотим достичь? - Какие ценности формируются? Все это напрямую связанно с необходимостью тщательного анализа причин и следствий инновационных процессов в образовании и требует от административного корпуса школы создания продуманной нормативно-правовой базы и организации условий для повышения квалификации педагогов. В нашей школе процесс управления инновационными процессами происходит следующим образом: во главе управления стоит методический совет координирующий работу творческих групп и ШМО. А педагоги организованные непосредственно в данных объединениях претворяют инновации в жизнь. В прошедшем учебном году кроме традиционных ШМО наши педагоги работали в нескольких творческих группах: «Апробирование УМК по русскому языкуГ.Г. Гранник в 5-9 классах и УМК по русскому языку и литературе Г.Ф. Хлебинской в 10-11 классах», «ФГОС НОО», «Профильная школа». (8слайд) Однако более углубленно и целенаправленно инновационными процессами школа начала заниматься с 2000 года. Ведя работу в направлении «Сохранение и укрепление здоровья школьников», как одного из приоритетных направлений в образовании в 2001/2002 учебном году педколлектив провел социологический опрос учащихся участников образовательного процесса об их отношении к вредным привычкам: проанализировал результаты ежегодного мониторинга здоровья учащихся нашей школы в динамике за последние пять лет, и на педагогическом совете, принял решение о разработке программы «Школьный реабилитационный центр «Здоровье». В рамках программы были намечены основные направления работы в области здоровьесбережения, пути их реализации, оценены имеющиеся ресурсы в ОУ. А в июне 2002 года выйдя на тесное сотрудничество с кафедрой управления Амурского ИРО, нашему учреждению было предложено принять участие в реализации инновационного образовательного комплекса «Школа – территория здоровья». Коллектив школы принял предложение как своевременное и способствующее решению наших задач. (9слайд) Но инициаторами по внедрению инноваций у нас можно считать ШМО учителей начальных классов. Это они первыми стали использовать новые образовательные программы и УМК Л.В. Занкова и «Гармония». Что способствовало этому? Курсовая переподготовка учителей, знакомство с методическими рекомендациями авторов-разработчиков данных образовательных программ и УМК и анализ, глубокий, всесторонний анализ познавательных интересов, потребностей школьников и их родителей, возможностей школьных ресурсов, обоснованности необходимости нововведений. Результатом этих инноваций можно считать создание условий на начальной ступени обучения для самоопределения личности, ее самореализации, возможности продвижение каждого ребенка своим темпом, на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Предпосылками появления в школе инноваций являются также процессы цивилизационных изменений в обществе. Школа поставлена в рамки, при которых просто обязана учитывать интересы и желания учащихся и их родителей при организации образовательного процесса, особенно в старшей ступени обучения. Поэтому наша школа стала одной из первых в микрорайоне, где было организовано профильное обучение на основе диагностики способностей обучающихся и с учетом их пожеланий. За последние пять лет школа выпустила несколько профильных классов, при этом профиль менялся с учетом запросов обучаемых и возможностей ОУ. С 2011 года в школе открыт аэрокосмический класс в рамках проекта «Старт в будущее» при содействии Амурского государственного университета. В этом учебном году осуществлен второй набор десятиклассников по данному профилю.(слайд). В данном инновационном процессе задействованы учителя предметники тех ШМО, чей профиль более востребован участниками образовательного процесса. А это в свою очередь требует от педагогов продуманных решений при выборе образовательных программ и УМК. Выбор делает учитель, но решающее слово в вопросе будет ли эта программа реализовываться остаётся за методическим советом школы. В 2009 году нашей школе была доверена совместная апробация Комплексной образовательной программы «Школьный университет» в паре с Образовательным центром «Школьный университет» и Негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет» г. Томск, который успешно реализуется на протяжении трех учебных лет.(слайд17) В рамках областной опытно-экспериментальной программы развития при совместной поддержке Благовещенского педагогического университета школа осуществляла три года с 2008 по 2010 годы еще один инновационный проект по теме «Развитие инновационного потенциала педагогов и учащихся как условие творческого саморазвития». Данный проект показал эффективность развития инновационного потенциала участников образовательного процесса как условие творческого саморазвития личности, при наличии определенного научно-методического обеспечения и при использовании методики и алгоритма. Итоги реализации проекта в целом подтвердили выдвинутую нами гипотезу и доказали результативность разработанной опытно-экспериментальной работы. Получаемые результаты по всем инновационным процессам регулярно анализируются, корректируются сначала в рамках работы творческих групп, ШМО, затем на заседании методического и педагогического советов и дальнейшая работа строится с учетом особенностей нашей школы. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что инновационные процессы, в каком бы направлении они не были, всегда способствуют повышению профессионализма педагогов и не позволяют останавливаться на достигнутом. Сейчас просто необходимо введение инноваций в образовательный процесс, на основании которых образование сможет перейти на новый, соответствующий современным потребностям общества в целом, родителей и учащихся в частности, уровень развития.
Категория: Презентации | Добавил: zlobik07
Просмотров: 6710 | Загрузок: 473 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 поня  
0
ytn

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]