Главная » Файлы » Методическая литература

Оценка "за" и "против" в школе
[ Скачать с сервера (901.0 Kb) ] 05.04.2014, 10:28
ОЦЕНКА: «ЗА» И «ПРОТИВ» В ШКОЛЕ Л.В. Гусарова, ст. преподаватель кафедры начального общего образования Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области», г. Южно-Сахалинск, РФ Ключевые слова: оценка, отметка, система оценивания, школа, учитель, ребенок, знания, результат, эффективность стимулирования. Аннотация: Над проблемой относительности оценок задумываются теперь и в самой школе, считая несовершенство системы оценивания источником тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Система оценивания результативности образовательного процесса должна давать воз¬можность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным ми¬нимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс; предусматривать и обеспечи¬вать постоянное взаимодействие между учителем, учеником, родителями, класс-ным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллекти¬вом школы; должна максимально учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности детей. В педагогике и психологии обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования. В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса. Система оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды. По мнению В. М. Полонского: «Оценка зна¬ний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» [1]. А Ш.А. Амонашвили считает: «Отмет¬ки, с одной стороны, подменя¬ют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаж¬дают в процессе обучения нер¬возность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к позна¬вательной активности, заста¬вить быть увлеченным в про¬цессе познания. Вот это - та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» [2]. С точки зрения Л.М. Фридмана «Главные про¬тиворечия и недостатки суще¬ствующей системы контроля и оценки учебной работы у уча¬щихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно уста¬рела и требует замены» [3]. Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого-педагогической науке и школьной практике. Да, наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка - от двоечника до отличника - школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, педагоги и родители. Психологи задавали один и тот же вопрос учащимся самого разного возраста, учителям и родителям: «Считаете ли вы необходимым изменить существующую в школе систему оценивания?» Самыми готовыми к изменениям оказались наши педагоги (таких почти 90 процентов из опрошенных). Меньше всего тех, кто хотел бы изменений, - среди отвечавших пап и мам. Причины такого консерватизма могут быть разными. Не исключено, что для некоторых родителей школьная оценка - это удобный инструмент управления ребенком. Принес пятерку - получай награду; плохую оценку - не получишь моего внимания, не возьму в поездку, не дам карманных денег и этот список можно продолжить. Интересный факт: Министерством образования учителям рекомендовано не выставлять первоклассникам оценки ни в тетради, ни в дневники, ни в классный журнал. Это в течение всего первого года обучения. И все же, несмотря на запреты, большинство учителей это делает. Почему? В ответ на просьбы или требования самих родителей. Хотя есть ведь и другие способы узнать, как ребенок осваивает учение. Просто многим папам и мамам так проще. В таком случае возникает другой вопрос: как реагировать на оценки? Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие у школьников (в первую очередь начальных классов) возникает постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей. Если единственная цель - получение высоких оценок, то это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии. Если мы видим, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, значит необходимо ему помочь. Для этого нужно объяснить ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Необходимо помочь овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память, расширить круг интересов и возможностей. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке. Эффективность отметки возраста¬ет, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при вы¬полнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывает существующая практика, учащие¬ся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учите¬ля не совпадают. Примечательно то: чем хуже учится ученик, тем ре¬же он соглашается с учительской оценкой. Несов-падение собственной оценки с учи¬тельской у средне- и слабоуспе¬вающих учащихся говорит о неадек¬ватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях. А нам педагогам и родителям необходимо задуматься, насколько наши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Наша задача: не ориентировать ребенка на сплошные успехи в школе. Лучше помочь выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать одного учащегося с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним. Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять. Встречается у детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они вовсе не придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие целеустремленности, желания преодолевать трудности. Но они же способны глубоко переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться, именно здесь, ставить приоритеты и добиваться успеха. Возникает следующий вопрос: что же оценивается: знания или результат? Над проблемой относительности оценок задумываются теперь и в самой школе, считая несовершенство системы оценивания источником тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Возможно, со временем вместо оценок по пятибалльной системе ученик увидит в тетради или в дневнике определения: «Очень старался!» или «Необыкновенно трудолюбив!» Возможно, для проверки знаний будут использовать стандартные тесты по предметам с оценками по сто балльной системе, как в канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских школах. Конечно, до этого еще далеко. Но наша задача помочь школьнику уже сейчас. Главное сегодня - дать ребенку понять, что школьная оценка - это просто инструмент для измерения его уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько он уже продвинулся в изучении и сколько еще может достичь. Оценка не оценивает ребенка как личность, и любовь учителя и родителей к нему не зависит от школьной отметки. Не она определяет его будущие жизненные успехи и неудачи, а способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках. Родители должны получить как можно более полную информацию о системе оценивания в той школе, где учится их сын или дочь. Узнать критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы и т.д.) по интересующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и родители имеют полное право ознакомиться с этими документами. Например, за какое количество ошибок в диктанте выставляется та или иная отметка, сколько задач в контрольной работе достаточно решить для удовлетворительной оценки и т.д. Может случиться так, что оценка, поставленная в школе ребенку, кажется несправедливой. Поэтому надо найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит защищать права ребенка. Но это не должно становиться для родителей школьника самоцелью. Желательно, чтобы ребенок сам учился «по-взрослому» и решал эти вопросы со своим педагогом. Один из неиссякаемых источников низких оценок у наших учащихся - проблемы с русским языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопричина - в специфических речевых нарушениях у ребенка, которые нужно выявлять и вовремя исправлять с помощью специалистов. В противном случае, ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание заниматься этим предметом. Речевые нарушения у детей встречаются достаточно часто. Одно из них - нарушение письменной речи, так называемая дизграфия. Такие учащиеся делают огромное количество ошибок в письменных работах. Причем на взгляд неспециалиста они могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные занятия с логопедом. К сожалению, не все родители знают, что таких детей разрешено оценивать дифференцированно. Оценки по русскому языку им снижаются только за ошибки из-за незнания правил. Наличие чисто речевых ошибок не должно влиять на отметку. Дока¬зано, что если у учителя в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспеваю¬щими являются много учеников, то причина скорее заключена в плохой организации процесса обучения, сложных взаимоотно¬шениях между педагогом и деть¬ми. Каковы же основные требования системы знаний учащихся? Системы оценивания знаний учащихся? Система оценивания результативности образовательного процесса должна давать воз¬можность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным ми¬нимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс; предусматривать и обеспечи¬вать постоянное взаимодействие между учителем, учеником, родителями, класс¬ным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллекти¬вом школы; должна максимально учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности детей. Список литературы 1. Полонский, В. М. Оценка знаний школьников [Текст] / В. М. Полонский. – М.: Знание, 1981. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 4). 2. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4 3. Фридман, Л.М. Психологическая наука учителю. [Текст] / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. М., 1985.
Категория: Методическая литература | Добавил: zlobik07
Просмотров: 1383 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]