Главная » Файлы » Методическая литература

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
[ Скачать с сервера (117.0 Kb) ] 05.04.2014, 10:41
МИНИСТЕРСТВО ОБАРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» (ГБОУ ДПО ИРОСО) РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» Южно-Сахалинск 2013г. Пояснительная записка Курс «Практическая педагогика» разработан в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общепрофессиональному блоку для слушателей дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогика». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает проведение лекционных, практических и самостоятельных занятий по проблемам воспитания. Курс «Практическая педагогика» тесно взаимосвязан с курсом «Теория и методика воспитания», опирается на те же концептуальные основы, рассматривает схожие понятия и проблемы. Содержание каждой темы построено в соответствии с логикой изучения учебного материала. Представлены те компетенции, которыми необходимо овладеть слушателю дополнительного профессионального образования, изучающему данный вопрос, четко представлено, что слушатель должен знать, какие умения необходимо сформировать, чем овладеть в процессе изучения темы, а также даются основные понятия темы. После лекционного материала слушателю предлагаются задания для подготовки к практическим занятиям. Задания имеют несколько уровней: обязательные задания для всех, по выбору слушателей, что позволяет не только оптимизировать процесс обсуждения вопросов практического занятия, но и обеспечить индивидуально-ориентированный подход к обучению каждого слушателя. Обязательные задания направлены на ознакомление с общими теоретическими вопросами, базовыми концепциями и подходами. Задания по выбору предусматривают как творческие задания, так и задания, направленные на развитие у слушателей аналитического мышления, способности сопоставлять и сравнивать. Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития опыта решения педагогических задач, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности. Задачи курса: - сформировать и развить проектировочные, коммуникативные, организационные педагогические умения практической педагогической деятельности; - сформировать умения профессионального самопознания; - содействовать построению дальнейшего индивидуального профессионального педагогического маршрута. Принципы отбора содержания и организации учебного материала: Курс «Практическая педагогика» является логическим продолжением курса «Теорети-ческая педагогика». Поэтому в данном курсе сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и практической деятельности с ценностными ориентациями и интересами педагогов. Кроме этого построение содержания «Практической педагогики» определяется следующими принципами: - профессиональной направленности, позволяющей учесть особенности профессио-нальной подготовки по определенному направлению; - вариативности, ориентированного на максимальный учет индивидуальных особен-ностей профессионального становления обучающихся. Планируемые результаты курса. В результате освоения курса слушатель должен овладеть следующими компетенциями: - способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; - способность транслировать знания по предмету с учетом специфики познавательных задач и его содержательной основы, возрастных особенностей и мотивации обучающихся; - владение культурой мышления, знание его общих законов; - способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности; - готовность к осуществлению педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовке их к сознательному выбору профессии; - готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности; - способность планировать профессиональную деятельность, организовывать и осуществлять руководство классным коллективом; оценивать результаты классной и внеклассной деятельности учащихся; Слушатель должен знать: - объект и предмет изучения теории педагогики; - особенности взаимосвязи теории и практики в педагогике; - основное назначение методологии практической педагогической деятельности; - современные концепции и подходы к воспитанию; - закономерности и принципы воспитания; - сущность аксиологического подхода в образовании; - особенности личностного самоопределения человека; - процесс формирования ценностей; - сущность педагогического проектирования, основные понятия, объекты, формы, типы проектов; - разные подходы к педагогическому проектированию; - методы обучения проектированию. - теорию педагогических задач; - различные классификации педагогических задач; - основы деятельности классного руководителя; - особенности внутриколлективных и межличностных отношений школьников; - сущность педагогической поддержки; - новейшие достижения в области психолого-педагогических наук, использовать их для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс; - критерии педагогических инноваций; - классификации инноваций. - сущность педагогического взаимодействия; - понятия форма и метод воспитания, различные классификации к выделению форм и методов воспитания; - формы и методы работы с семьей учащегося; - возрастные физиологические и психологические закономерности развития обучающихся; - основные требования к гигиеническим условиям осуществления учебно-воспитательного процесса; - методы и средства оценивания учебных достижений школьников; - современные технологии оценивания достижений учащихся; - сущность контроля и оценивания в образовании. Слушатель должен уметь: - анализировать, сравнивать учебный материал; - ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - использовать личностно-ориентированные подходы к обучающимся с учетом их индивидуальных характеристик; - критически оценивать концепции, системы и технологии воспитания, обучения и развития; - проектировать педагогический процесс и педагогические ситуации, направленные на формирование ценностных ориентаций у детей; - проектировать профессиональное саморазвитие и самосовершенствование; - применять в педагогической деятельности следующие методы воспитания: убеждение, внушение, создание воспитывающих ситуаций, метод дилемм. - проектировать и анализировать образовательный процесс в целом, отдельные занятия и их циклы при реализации основных и дополнительных образовательных программ и организации внеурочной работы; - работать над созданием различных проектов; - организовать деятельность в детском коллективе по проектированию педагогических процессов, ситуаций, задач, форм воспитательной работы; - ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - решать педагогические задачи; - оказывать педагогическую поддержку учащимся; - проводить методику коллективного анализа, целеполагания и планирования воспитательной работы с учащимися; - выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся; - анализировать передовой педагогический опыт; - воспринимать, оценивать и реализовывать педагогические инновации; - наблюдать, сравнивать объекты окружающего мира, объединять предметы по общему признаку, различать предметы по признакам; - выстраивать продуктивное взаимодействие с субъектами образования (учащимися, семьей, коллегами, социумом и др.); - выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся; - ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; Слушатель должен овладеть: - методологической культурой; - технологией проектирования педагогических процессов, педагогических ситуаций; - методами проектировочной деятельности; - технологией постановки, решения и анализа педагогических задач; - методикой проведения занятий и внеклассных мероприятий, в т.ч. с использованием современных информационных технологий; - методикой коллективной творческой деятельности; - разнообразными способами и средствами оценки качества образования. 1. Содержание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Тема Наименование темы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Содержание темы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. Педагогика как наука об искусстве воспитания, о научно обоснованной творческой деятельности. Соотношение научных и житейских педагогических знаний. Теория как форма научного знания. Рассмотрение науки как средства обеспечения профессионализма учителя. Понимание практики педагогики в широком и узком смысле. Характеристика связи между теорией и практикой в педагогике. Теория и практика как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Деятельность – это система сформулированных задач, при постановке которых возникает момент взаимодействия между теорией и практикой. Тема 2. Методология практической педагогической деятельности Понятие методологии: система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также сис¬тема деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований. Методология как учение об организации деятельности. Сущность воспитания, его закономерности и принципы. Современные подходы и концепции воспитания. Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности Понятие самоопределения: самоопределение как самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию; личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Понятие ценности как смыслообразующее основание человеческого бытия, задающее направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Аксиологический подход в педагогике. Различные типы ценностей, их пересечения. Ценности образования. Ценностно-смысловая природа личностного и профессионального самоопределения. Профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога. Тема 4. Педагогическое проектирование Понятие проекта, проектирования, педагогического проектирования. Современные подходы к проектированию. Объекты пед. проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Формы проектов: кон¬цепция, модель, программа, план. Принципы педагогического проектирования. Связь про¬ектирования с прогнозированием, конструированием и моделированием. Этапы проектирова¬ния. Методы проектирования: дающие новые парадоксальные решения, пересмотр поставленных задач, творческие методы. Классификация проектов. Идея возрасто-сообразности как главная идея модернизации современного образования. Тема 5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач Основные понятия педагогической технологии. Технология как система методов запла-нированного результата. Специфика профессиональных задач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация. Понятие педагогической задачи. Классификации педагогических задач. Профессиональные задачи. Подходы к технологии решения педагогических задач Оценка вы¬бора решения педагогических задач. Тема 6. Система деятельности классного руководителя Понятие творчества. Направлен¬ность педагогического творчества. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя. Детский коллектив. Методика создания воспитательного коллектива. Ус¬ловия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Направления деятельности. Классный руководитель и педагогический коллек¬тив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности. Творче¬ский подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя. Тема 7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Инновация, инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность. Особенности инновационной деятельности педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления. Авторская программа. Авторский коллектив. Инновации и традиции, инновации и реформы. Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах Сущность и структура педагогического взаимодействия. Характеристика типов взаимодействия. Формы и методы взаимодействия. Взаимодействие педагогов и ро¬дителей: содержание и формы. Взаимодействие с коллегами по решению профессиональных задач. Взаимодействие с социумом. Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса Понятия здоровьесберегающая педагогика и здоровьесбере¬гающая образовательная технология. Основные прин¬ципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии. Понятие здоровья, показатели качест¬венных характеристик здоровья учащихся, проблема сохранения здоровья учащихся в совре¬менном образовании. Примеры здоровьесберегающих технологий. Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся Понятие индивидуаль¬ные достижения учащихся. Подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся. Контроль и оценивание в образовании. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся: мониторинг, рейтинг, портфолио и др. 2. Учебно-тематический план На изучение курса отводится 32 аудиторных часа, из них на лекции – 22 часа, на семинарские занятия - 10 часов, на самостоятельную работу - 12 часов, общая трудоемкость 44 часа. В конце изучения курса слушатели сдают экзамен. № темы Название тем учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Общая трудоемкость В том числе Форма контроля лекции практ. занятия самост. работа Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике 2 2 Тема 2. Методология практической педагогической деятельности 2 2 Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности 2 2 Тема 4. Педагогическое проектирование 2 2 Тема 5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач 2 2 Тема 6. Система деятельности классного руководителя 2 2 Тема 7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов 4 4 Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах 2 2 Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса 2 2 Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся 2 2 Курсовая работа, экзамен Итого 44 22 10 12 3. Оценка качества освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Самостоятельная работа слушателей - Анализ педагогических ситуаций и педагогических проблем; - анализ педагогического опыта; - разработка программы педагогической диагностики; - проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образователь-ных программ, учебных программ; - конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми раз-ного возраста; - построение многообразных отношений с людьми ближнего окружения (межлично-стных, деловых, профессиональных), с социокультурной средой, профессиональ¬ными сообществами; - освоение различных профессионально-педагогических ролей. Практические занятия слушателей (семинарские занятия). Название темы Практические задания по теме Трудоемкость в часах Взаимосвязь тео¬рии и практики в педагогике 1. Сравнить освещение рассматри¬ваемой темы в различных учебни¬ках по педагогике. 2. Показать на конкретных приме¬рах как осуществляется связь тео¬рии и практики в педаго¬гике через постановку педагогических задач. 2 ч Методология практической педагогической деятельности. Разработать научный аппарат иссле-довательской задачи по педагогике. 2 ч Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности 1.Написать иерархию педагогиче¬ских ценностей, которыми должен руководствоваться педа¬гог в своей профессиональной деятельности. 2. Раскрыть основные характери¬стики ценностно-смыслового само¬определения. 2 ч Педагогическое проектирование. 1.Схематично представить взаимо¬связь понятий «проектирование», «моделирование», «про¬гнозирова¬ние», «конструирование». 2. Разработать советы классному руководителю по вовлечению уча¬щихся в проектную дея¬тельность. 2 ч Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. 1.Подобрать примеры технологий оценки достижений учащихся. 2. Разработать технологию по оцени¬ванию воспитанности учащихся. 2 ч Рекомендуемые вопросы к экзамену. 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. 2. Отличия житейских педагогических знаний от научных. 3. Методология практической педагогической деятельности. 4. Закономерности, принципы и подходы педагогической деятельности. 5. Современные российские концепции воспитания. 6. Ценностно-смысловое самоопределение педагога. 7. Личность учителя и требования к ней. 8. Методики исследования педагогических способностей. 9. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 10. Психологические особенности учащихся младших классов. 11. Психологические особенности учащихся средних классов. 12. Психологические особенности учащихся старших классов. 13. Педагогическое проектирование: сущность, принципы, формы, этапы. 14. Педагогические технологии: понятия, классификации, примеры. 15. Педагогические конфликты: понятие, особенности, виды. 16. Способы разрешения педагогических конфликтов. 17. Теория педагогической задачи: понятие, классификации, решение задачи, принятие решения. 18. Технологии решения задач. Анализ решения педагогической задачи. 19. Детский коллектив: понятие, функции, признаки. Этапы развития детского коллектива. 20. Детские и молодежные общественные объединения. Пример детского общественного объединения: цель, задачи, структура, принципы деятельности, история становления. 21. Система работы классного руководителя, педагога-психолога школы: функции, принципы работы, основные направления деятельности, циклограммы. 22. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. Проблема сохранения здоровья учащихся в совре¬менном образовании. 23. Авторские здоровьесберегающие концепции (В. Ф. Базарный, Б. П. и Л.А. Никитины). 24. Инновационные процессы в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. 25. Возрастообразные технологии оценки достижений учащихся. 26. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса: определение, принципы, цели, этапы. 27. Психофизиологическое состояние обучаемого при использовании компьютерных информационных технологий. 28. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. 29. Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания. 30. Формы и методы взаимодействия педагогов с родителями. Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа слушателя, которая выполняется им на протяжении все¬го курса под руководством преподавателя — научного руково¬дителя и оформляется по определенным правилам, а затем за¬щищается слушатель в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа. Слушатели выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность вы¬бора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами слушателей, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафед¬ры педагогики. Выбрав тему, а значит и научного руководителя, слушатель под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне¬ния. Можно выделить три этапа конструирования логики социально-педагогического исследо¬вания: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий. Первый этап (постановочный) - от выбора темы до опре¬деления задач и разработки гипотезы. Как правило, осуществляется по общей для всех исследований логической схеме: проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза - задачи исследования. Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Второй этап (собственно исследовательский) - логика работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна. Может включать: отбор методов - проверка гипотезы - конструиро¬вание предварительных выводов - их опробование и уточнение - построение заключительного вывода. Третий этап (оформительско-внедренческий) – заключительный этап исследования. Его логика включает: апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформ¬ление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомен-дации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику. В то же время необходимо иметь ввиду, что логи¬ка каждого исследования специфична, своеобразна. В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь-ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос¬нащения работы, возможностей исследователя и других факто¬ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности слушателя. Проделанная самостоятельная научная работа оформляется слушателем в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите. Порядок защиты определяется курсовой комиссией кафедры педагогики. Список литературы 1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 740 с. 2. Винниченко, Н. Л. Педагогика. Педагогический процесс в таблицах и схемах [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / Н. Л. Винниченко. –Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 59 с. 3. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учебное пособие для вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Академия, 2006. – 393 с. 4. Педагогика: учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 604 с. Список дополнительной литературы 1. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Владос, 2001. – 53 с. 2. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Академия, 2008. – 477 с. 3. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина и др. – М. : КНОРУС, 2011. – 32 с. 4. Соколова, И. Ю. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / И. Ю. Соколова. – МОиН РФ, ГОУ ВПО НИ ТПУ. – Томск : Изд-во ТПУ, 2011. – 327 с. 5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся [Текст] / Гл. ред. Ю. И. Глазков. – М. : Про-Пресс, 2009. – 64 с. 6. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] : учебное пособие для вузов / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2010. – 252 с. Практическая педагогика: рабочая учебная программа [Текст ] / Сост. Л.В. Гусарова. Изд-во ГБОУ ДПО ИРОСО, Южно-Сахалинск, 2013.-14. Обсуждена на заседании кафедры начального общего образования протокол № 9 от 16 декабря 2013 г. Утверждена на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО протокол № ___ от _______________________ 2013 г. © ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»
Категория: Методическая литература | Добавил: zlobik07
Просмотров: 1121 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]