МИНИСТЕРСТВО ОБАРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
(ГБОУ ДПО ИРОСО)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Южно-Сахалинск
2013г.
Пояснительная записка
Курс «Практическая педагогика» разработан в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общепрофессиональному блоку для слушателей дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогика». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает проведение лекционных, практических и самостоятельных занятий по проблемам воспитания. Курс «Практическая педагогика» тесно взаимосвязан с курсом «Теория и методика воспитания», опирается на те же концептуальные основы, рассматривает схожие понятия и проблемы.
Содержание каждой темы построено в соответствии с логикой изучения учебного материала. Представлены те компетенции, которыми необходимо овладеть слушателю дополнительного профессионального образования, изучающему данный вопрос, четко представлено, что слушатель должен знать, какие умения необходимо сформировать, чем овладеть в процессе изучения темы, а также даются основные понятия темы.
После лекционного материала слушателю предлагаются задания для подготовки к практическим занятиям. Задания имеют несколько уровней: обязательные задания для всех, по выбору слушателей, что позволяет не только оптимизировать процесс обсуждения вопросов практического занятия, но и обеспечить индивидуально-ориентированный подход к обучению каждого слушателя. Обязательные задания направлены на ознакомление с общими теоретическими вопросами, базовыми концепциями и подходами. Задания по выбору предусматривают как творческие задания, так и задания, направленные на развитие у слушателей аналитического мышления, способности сопоставлять и сравнивать.
Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития опыта решения педагогических задач, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности.
Задачи курса:
- сформировать и развить проектировочные, коммуникативные, организационные педагогические умения практической педагогической деятельности;
- сформировать умения профессионального самопознания;
- содействовать построению дальнейшего индивидуального профессионального педагогического маршрута.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Курс «Практическая педагогика» является логическим продолжением курса «Теорети-ческая педагогика». Поэтому в данном курсе сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и практической деятельности с ценностными ориентациями и интересами педагогов. Кроме этого построение содержания «Практической педагогики» определяется следующими принципами:
- профессиональной направленности, позволяющей учесть особенности профессио-нальной подготовки по определенному направлению;
- вариативности, ориентированного на максимальный учет индивидуальных особен-ностей профессионального становления обучающихся.
Планируемые результаты курса.
В результате освоения курса слушатель должен овладеть следующими компетенциями:
- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- способность транслировать знания по предмету с учетом специфики познавательных задач и его содержательной основы, возрастных особенностей и мотивации обучающихся;
- владение культурой мышления, знание его общих законов;
- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности;
- готовность к осуществлению педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовке их к сознательному выбору профессии;
- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности;
- способность планировать профессиональную деятельность, организовывать и осуществлять руководство классным коллективом; оценивать результаты классной и внеклассной деятельности учащихся;
Слушатель должен знать:
- объект и предмет изучения теории педагогики;
- особенности взаимосвязи теории и практики в педагогике;
- основное назначение методологии практической педагогической деятельности;
- современные концепции и подходы к воспитанию;
- закономерности и принципы воспитания;
- сущность аксиологического подхода в образовании;
- особенности личностного самоопределения человека;
- процесс формирования ценностей;
- сущность педагогического проектирования, основные понятия, объекты, формы, типы проектов;
- разные подходы к педагогическому проектированию;
- методы обучения проектированию.
- теорию педагогических задач;
- различные классификации педагогических задач;
- основы деятельности классного руководителя;
- особенности внутриколлективных и межличностных отношений школьников;
- сущность педагогической поддержки;
- новейшие достижения в области психолого-педагогических наук, использовать их для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;
- критерии педагогических инноваций;
- классификации инноваций.
- сущность педагогического взаимодействия;
- понятия форма и метод воспитания, различные классификации к выделению форм и методов воспитания;
- формы и методы работы с семьей учащегося;
- возрастные физиологические и психологические закономерности развития обучающихся;
- основные требования к гигиеническим условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;
- методы и средства оценивания учебных достижений школьников;
- современные технологии оценивания достижений учащихся;
- сущность контроля и оценивания в образовании.
Слушатель должен уметь:
- анализировать, сравнивать учебный материал;
- ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
- использовать личностно-ориентированные подходы к обучающимся с учетом их индивидуальных характеристик;
- критически оценивать концепции, системы и технологии воспитания, обучения и развития;
- проектировать педагогический процесс и педагогические ситуации, направленные на формирование ценностных ориентаций у детей;
- проектировать профессиональное саморазвитие и самосовершенствование;
- применять в педагогической деятельности следующие методы воспитания: убеждение, внушение, создание воспитывающих ситуаций, метод дилемм.
- проектировать и анализировать образовательный процесс в целом, отдельные занятия и их циклы при реализации основных и дополнительных образовательных программ и организации внеурочной работы;
- работать над созданием различных проектов;
- организовать деятельность в детском коллективе по проектированию педагогических процессов, ситуаций, задач, форм воспитательной работы;
- ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
- решать педагогические задачи;
- оказывать педагогическую поддержку учащимся;
- проводить методику коллективного анализа, целеполагания и планирования воспитательной работы с учащимися;
- выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся;
- анализировать передовой педагогический опыт;
- воспринимать, оценивать и реализовывать педагогические инновации;
- наблюдать, сравнивать объекты окружающего мира, объединять предметы по общему признаку, различать предметы по признакам;
- выстраивать продуктивное взаимодействие с субъектами образования (учащимися, семьей, коллегами, социумом и др.);
- выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся;
- ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
Слушатель должен овладеть:
- методологической культурой;
- технологией проектирования педагогических процессов, педагогических ситуаций;
- методами проектировочной деятельности;
- технологией постановки, решения и анализа педагогических задач;
- методикой проведения занятий и внеклассных мероприятий, в т.ч. с использованием современных информационных технологий;
- методикой коллективной творческой деятельности;
- разнообразными способами и средствами оценки качества образования.
1. Содержание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Тема Наименование темы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Содержание темы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. Педагогика как наука об искусстве воспитания, о научно обоснованной творческой деятельности. Соотношение научных и житейских педагогических знаний. Теория как форма научного знания. Рассмотрение науки как средства обеспечения профессионализма учителя. Понимание практики педагогики в широком и узком смысле. Характеристика связи между теорией и практикой в педагогике. Теория и практика как взаимно проникающие друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности. Деятельность – это система сформулированных задач, при постановке которых возникает момент взаимодействия между теорией и практикой.
Тема 2. Методология практической педагогической деятельности Понятие методологии: система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также сис¬тема деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований. Методология как учение об организации деятельности. Сущность воспитания, его закономерности и принципы. Современные подходы и концепции воспитания.
Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности Понятие самоопределения: самоопределение как самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию; личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Понятие ценности как смыслообразующее основание человеческого бытия, задающее направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Аксиологический подход в педагогике. Различные типы ценностей, их пересечения. Ценности образования. Ценностно-смысловая природа личностного и профессионального самоопределения. Профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога.
Тема 4. Педагогическое проектирование Понятие проекта, проектирования, педагогического проектирования. Современные подходы к проектированию. Объекты пед. проектирования: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическая ситуация. Формы проектов: кон¬цепция, модель, программа, план. Принципы педагогического проектирования. Связь про¬ектирования с прогнозированием, конструированием и моделированием. Этапы проектирова¬ния. Методы проектирования: дающие новые парадоксальные решения, пересмотр поставленных задач, творческие методы. Классификация проектов. Идея возрасто-сообразности как главная идея модернизации современного образования.
Тема 5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач Основные понятия педагогической технологии. Технология как система методов запла-нированного результата. Специфика профессиональных задач: направленность на отражение педагогической реальности, представленной в содержании задачи как проблемная ситуация. Понятие педагогической задачи. Классификации педагогических задач. Профессиональные задачи. Подходы к технологии решения педагогических задач Оценка вы¬бора решения педагогических задач.
Тема 6. Система деятельности классного руководителя Понятие творчества. Направлен¬ность педагогического творчества. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя. Детский коллектив. Методика создания воспитательного коллектива. Ус¬ловия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Направления деятельности. Классный руководитель и педагогический коллек¬тив: пути развития творческого потенциала педагога в коллективной деятельности. Творче¬ский подход к конструированию классного воспитательного часа. Анализ, целеполагание и планирование работы классного руководителя.
Тема 7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов Инновация, инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность. Особенности инновационной деятельности педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления. Авторская программа. Авторский коллектив. Инновации и традиции, инновации и реформы.
Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах Сущность и структура педагогического взаимодействия. Характеристика типов взаимодействия. Формы и методы взаимодействия. Взаимодействие педагогов и ро¬дителей: содержание и формы. Взаимодействие с коллегами по решению профессиональных задач. Взаимодействие с социумом.
Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса Понятия здоровьесберегающая педагогика и здоровьесбере¬гающая образовательная технология. Основные прин¬ципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии. Понятие здоровья, показатели качест¬венных характеристик здоровья учащихся, проблема сохранения здоровья учащихся в совре¬менном образовании. Примеры здоровьесберегающих технологий.
Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся Понятие индивидуаль¬ные достижения учащихся. Подходы к выделению компонентов структуры достижений учащихся. Контроль и оценивание в образовании. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся: мониторинг, рейтинг, портфолио и др.
2. Учебно-тематический план
На изучение курса отводится 32 аудиторных часа, из них на лекции – 22 часа, на семинарские занятия - 10 часов, на самостоятельную работу - 12 часов, общая трудоемкость 44 часа. В конце изучения курса слушатели сдают экзамен.
№
темы Название тем учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Общая трудоемкость В том числе Форма контроля
лекции практ.
занятия самост.
работа
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике 2 2
Тема 2. Методология практической педагогической деятельности 2 2
Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности 2 2
Тема 4. Педагогическое проектирование 2 2
Тема 5. Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач 2 2
Тема 6. Система деятельности классного руководителя 2 2
Тема 7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов 4 4
Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах 2 2
Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса 2 2
Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся 2 2
Курсовая работа,
экзамен
Итого 44 22 10 12
3. Оценка качества освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Самостоятельная работа слушателей
- Анализ педагогических ситуаций и педагогических проблем;
- анализ педагогического опыта;
- разработка программы педагогической диагностики;
- проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образователь-ных программ, учебных программ;
- конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми раз-ного возраста;
- построение многообразных отношений с людьми ближнего окружения (межлично-стных, деловых, профессиональных), с социокультурной средой, профессиональ¬ными сообществами;
- освоение различных профессионально-педагогических ролей.
Практические занятия слушателей (семинарские занятия).
Название темы Практические задания по теме Трудоемкость в часах
Взаимосвязь тео¬рии и практики в педагогике 1. Сравнить освещение рассматри¬ваемой темы в различных учебни¬ках по педагогике.
2. Показать на конкретных приме¬рах как осуществляется связь тео¬рии и практики в педаго¬гике через постановку педагогических задач. 2 ч
Методология практической педагогической деятельности. Разработать научный аппарат иссле-довательской задачи по педагогике.
2 ч
Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности 1.Написать иерархию педагогиче¬ских ценностей, которыми должен руководствоваться педа¬гог в своей профессиональной деятельности.
2. Раскрыть основные характери¬стики ценностно-смыслового само¬определения. 2 ч
Педагогическое проектирование. 1.Схематично представить взаимо¬связь понятий «проектирование», «моделирование», «про¬гнозирова¬ние», «конструирование».
2. Разработать советы классному руководителю по вовлечению уча¬щихся в проектную дея¬тельность. 2 ч
Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. 1.Подобрать примеры технологий оценки достижений учащихся.
2. Разработать технологию по оцени¬ванию воспитанности учащихся. 2 ч
Рекомендуемые вопросы к экзамену.
1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.
2. Отличия житейских педагогических знаний от научных.
3. Методология практической педагогической деятельности.
4. Закономерности, принципы и подходы педагогической деятельности.
5. Современные российские концепции воспитания.
6. Ценностно-смысловое самоопределение педагога.
7. Личность учителя и требования к ней.
8. Методики исследования педагогических способностей.
9. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
10. Психологические особенности учащихся младших классов.
11. Психологические особенности учащихся средних классов.
12. Психологические особенности учащихся старших классов.
13. Педагогическое проектирование: сущность, принципы, формы, этапы.
14. Педагогические технологии: понятия, классификации, примеры.
15. Педагогические конфликты: понятие, особенности, виды.
16. Способы разрешения педагогических конфликтов.
17. Теория педагогической задачи: понятие, классификации, решение задачи, принятие решения.
18. Технологии решения задач. Анализ решения педагогической задачи.
19. Детский коллектив: понятие, функции, признаки. Этапы развития детского коллектива.
20. Детские и молодежные общественные объединения. Пример детского общественного объединения: цель, задачи, структура, принципы деятельности, история становления.
21. Система работы классного руководителя, педагога-психолога школы: функции, принципы работы, основные направления деятельности, циклограммы.
22. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. Проблема сохранения здоровья учащихся в совре¬менном образовании.
23. Авторские здоровьесберегающие концепции (В. Ф. Базарный, Б. П. и Л.А. Никитины).
24. Инновационные процессы в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах.
25. Возрастообразные технологии оценки достижений учащихся.
26. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса: определение, принципы, цели, этапы.
27. Психофизиологическое состояние обучаемого при использовании компьютерных информационных технологий.
28. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.
29. Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания.
30. Формы и методы взаимодействия педагогов с родителями.
Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа слушателя, которая выполняется им на протяжении все¬го курса под руководством преподавателя — научного руково¬дителя и оформляется по определенным правилам, а затем за¬щищается слушатель в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Слушатели выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность вы¬бора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами слушателей, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафед¬ры педагогики.
Выбрав тему, а значит и научного руководителя, слушатель под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне¬ния.
Можно выделить три этапа конструирования логики социально-педагогического исследо¬вания: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
Первый этап (постановочный) - от выбора темы до опре¬деления задач и разработки гипотезы.
Как правило, осуществляется по общей для всех исследований логической схеме: проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза - задачи исследования.
Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.
Второй этап (собственно исследовательский) - логика работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна. Может включать: отбор методов - проверка гипотезы - конструиро¬вание предварительных выводов - их опробование и уточнение - построение заключительного вывода.
Третий этап (оформительско-внедренческий) – заключительный этап исследования. Его логика включает: апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформ¬ление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомен-дации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.
В то же время необходимо иметь ввиду, что логи¬ка каждого исследования специфична, своеобразна. В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь-ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос¬нащения работы, возможностей исследователя и других факто¬ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности слушателя.
Проделанная самостоятельная научная работа оформляется слушателем в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите. Порядок защиты определяется курсовой комиссией кафедры педагогики.
Список литературы
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – М. : КНОРУС, 2010. – 740 с.
2. Винниченко, Н. Л. Педагогика. Педагогический процесс в таблицах и схемах [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / Н. Л. Винниченко. –Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 59 с.
3. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учебное пособие для вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Академия, 2006. – 393 с.
4. Педагогика: учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.
Список дополнительной литературы
1. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Владос, 2001. – 53 с.
2. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Академия, 2008. – 477 с.
3. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская, С. Н. Костромина и др. – М. : КНОРУС, 2011. – 32 с.
4. Соколова, И. Ю. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / И. Ю. Соколова. – МОиН РФ, ГОУ ВПО НИ ТПУ. – Томск : Изд-во ТПУ, 2011. – 327 с.
5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся [Текст] / Гл. ред. Ю. И. Глазков. – М. : Про-Пресс, 2009. – 64 с.
6. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] : учебное пособие для вузов / А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2010. – 252 с.
Практическая педагогика: рабочая учебная программа [Текст ] /
Сост. Л.В. Гусарова. Изд-во ГБОУ ДПО ИРОСО, Южно-Сахалинск, 2013.-14.
Обсуждена
на заседании кафедры начального общего образования
протокол № 9 от 16 декабря 2013 г.
Утверждена
на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО
протокол № ___ от _______________________ 2013 г.
© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»
|