Главная » Файлы » Методическая литература

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
[ Скачать с сервера (143.5 Kb) ] 05.04.2014, 10:44
МИНИСТЕРСТВО ОБАРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» (ГБОУ ДПО ИРОСО) РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» Южно-Сахалинск 2013г. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение учебной дисциплины направлено на усвоение слушателями: - сущности социальной педагогики как теории и вида практической деятельности; - сущности социального воспитания, его механизмов, факторов; - форм, средств и методов социально-педагогической деятельности; - сущности понятий «норма» и «отклонение» в социальной педагогике; Предполагается, что изучение данной дидактической единицы взаимосвязано с дидактической единицей «Теория и методика воспитания». Цель учебной дисциплины: • вооружить слушателей знаниями о специфике социально-педагогической работы в современных условиях, а также ключевыми компетенциями в осуществлении социально-педагогической деятельности в школе. Задачи учебной дисциплины: • сформировать у слушателей общие представления о социально- педагогических теориях, месте и специфике социально-педагогической работы в разных сферах деятельности; • выработать представление слушателей о целях, содержании, методах, средствах и формах социально-педагогической работы с детьми, подростками и проблемными семьями; • обеспечить воспитание у слушателей личностных качеств, формирование первоначальных умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной социально-педагогической работы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины При освоении курса слушатель должен овладеть знаниями: • о сущности социального воспитания, общих подходах, принципах, теориях оказания помощи детям в трудной жизненной ситуации; • о функциях, целях, содержании и средствах работы социального педагога в школе и других сферах деятельности; Слушатели должны овладеть первоначальными умениями и навыками: • осуществления социально-педагогической диагностики детей и подростков; • оказания социально-педагогической помощи нуждающимся детям; • постановки и решения социально-педагогических задач в работе с разными категориями детей. Программа содержит структуру дисциплины с указанием объемов и видов учебных занятий (учебно-тематический план); содержание разделов и тем учебной дисциплины (наименование и краткое содержание темы); список основной литературы. 1. Содержание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Тема Наименование темы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Содержание темы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Тема 1. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности Социальная педагогика как отрасль научного знания. Краткие сведения об истории становления социальной педагогики как науки. Ребенок и закономерности его социализации – объект и предмет исследования социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура – основные институты социализации ребенка. Социальная педагогика как область практической деятельности. Назначение социального педагога Тема 2. Сущность, ценности, механизмы социального воспитания Истоки и развитие принципов в отечественной и зарубежной педагогике. Характеристика принципов природосообразности, культуросообразности, гуманизма, дополнительности и центрации воспитания как основных принципов социальной педагогики. Взаимосвязь принципов, их влияние на цели, задачи, содержание социального воспитания, формы его организации. Механизмы социального воспитания. Сущность социального воспитания как создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов. Социальное воспитание как совокупность образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему Тема 3. Социализация личности. Группа сверстников как фактор социализации Социализация как развитие человека в процессе взаимодействия с обществом. Человек как объект и субъект социализации. Возрастные этапы социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Факторы социализации и их типология. Микро-, мезо-, макро- и мегафакторы социализации. Роль сверстников в социальном формировании личности. Детское движение как часть социального движения различных групп. Развитие детского движения в России в современных условиях. Классификация детских организаций и объединений по составу, интересам, моделям поведения. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. Официальные и неформальные объединения детей и подростков. Криминогенные группировки: типология членов. Тема 4. Становление личности и социализация человека с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая виктимология Издержки социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. Факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Направления и формы работы с различными группами людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации. Значение понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Особенности социализации детей, не получивших общего и профессионального образования. Социальные нормы и отклонения от них. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы. Тема 5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная сре¬да воспитания и развития ребенка. Социально-педагогическая деятельность с семьей Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида. Кризис современной семьи. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях. Типичные ошибки семейного воспитания и возможности их коррекции. Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема Отклоняющееся (девиантное ) поведение- форма поведения, не отвечающая общественным нормам. Этапы девиантного поведения подростков. Характерные причины, способствующие формированию отклоняющегося поведения подростка. Признаки девиантного поведения личности. Типичные группы детей и подростков с отклоняющимся поведением асоциальной и криминальной направленности. Меры коррекции девиантного поведения детей. Реабилитация как комплекс мер, направленных на восстановление способности к определенным видам деятельности, ресоциализацию подростка в общество. Профилактика девиантного поведения. Тема 7. Методика и технологии социально-педагогической деятельности Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками и молодежью. Сущность понятия «социально-педагогическая технология». Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии. Этапы технологической деятельности. Методика социально-педагогической деятельности, ее соотношение с технологией. 2. Учебно-тематический план На изучение курса отводится 20 аудиторных часов, из них на лекции – 14 часов, на семинарские занятия - 6 часов, на самостоятельную работу студентов - 10 часов, общая трудоемкость 30 часов. В конце изучения курса слушатели сдают зачет. № темы Название тем учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Общая трудоемкость В том числе Форма контроля лекции практ. занятия самост. работа Тема 1. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности 4 2 2 Тема 2. Сущность, ценности, механизмы социального воспитания 4 2 2 Тема 3. Социализация личности. Группа сверстников как фактор социализации 6 2 2 Тема 4. Становление личности и социализация человека с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая виктимология 4 2 2 Тема 5. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная сре¬да воспитания и развития ребенка. Социально-педагогическая деятельность с семьей 6 2 2 2 Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема 4 2 2 Тема 7. Методика и технологии социально-педагогической деятельности 4 2 2 к/работа зачет Итого 30 14 6 10 3. Оценка качества освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Самостоятельная работа слушателей №п\п Название темы Виды СРС Трудоемкость в часах 1. СП как наука и сфера практической деятельности Составление таблицы «Сравнительный анализ основных понятий педагогики и социальной педагогики» 2 час 2. Сущность, ценности, механизмы социального воспитания Подготовка к дискуссии 2 час 3. Группа сверстников как фактор социализации Аннотация журнальной статьи по теме 2 час 4. Социально-педагогическая виктимология Составление кроссворда по основным понятиям темы 2 час 5. Девиации как социально-педагогическая проблема Аннотация журнальной статьи по теме 2 час Итого: 10 часов Практические занятия слушателей (семинарские занятия). 1 занятие. Вопросы и задания 1. Проанализировать влияние сверстников на человека в различные возрастные периоды его жизни. Обосновать, почему в подростковом возрасте особенно необходимо общение со сверстниками. 2. Охарактеризовать официальные объединения детей и подростков. 3. Содержание деятельности детских организаций. Программный подход. 4. Неформальные или самодеятельные объединения подростков в современных условиях. Причины роста их количества. 2 занятие. Вопросы и задания. 1. Роль семьи в процессе воспитания и социализации человека на разных возрастных этапах. 2. Основные методы семейного воспитания. 3. Особенности взаимодействия семьи и школы в современных условиях. 4. Родительское собрание. Виды родительских собраний, методика проведения. 5. Педагогическая консультация для родителей. 3 занятие. Вопросы и задания. 1. Понятия «трудный подросток», «проблемный ребенок», «педагогически запущенный ребенок». Основные причины трудновоспитуемости. 2. Сущность понятия «девиация», разновидности девиантного поведения. 3. Девиантное поведение подростка : причины и последствия. 4. Профилактика девиантного поведения подростков. 5. Методы работы с подростками девиантного поведения. Рекомендуемые темы контрольных работ. 1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обу¬чение, образование, система образования и т.д. 2. Предмет социальной педагогики 3. Термины социальной педагогики: социализация личности, соци¬альное воспитание, социальная работа и т. д. 4. Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. 5. Прикладные задачи социальной педагогики. 6. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество. 7. Социальная педагогика как часть социальной философии. 8. Детство как социальная проблема. 9. Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности. 10. Что значит социализация личности. 11. Важность самовоспитания в развитии личности. 12. Что значит профессионализм социального педагога. 13. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в современных условиях. 14. Организация социального педагога в реабилитационных центрах. 15. Существующая система учебно-воспитательных учреждений. 16. Школа, учитель, ученик. Формы и методы обучения и воспитания. 17. В чем кризис современного образования. 18. Семья как социальная ячейка общества, кризис современной семьи. 19. Типы семей. 20. Современная государственная политика помощи семье. 21. Что такое современное детство. Ш.А. Амоношвили о детстве. 22. Государственная социальная политика защиты детей. 23. Сложившийся современный опыт защиты. Итоговый зачет. Примеры тестовых заданий Тест по курсу «Социальная педагогика» Инструкция для студента: Тест содержит 27 заданий, из них 17 заданий – часть А, 5 заданий – часть В, 5 заданий – часть С. На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В – 2 балла, части С – 5 баллов. ЧАСТЬ А К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов. А 1. Этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации – это… А. Микрофактор социализации. Б. Мезофактор социализации. В. Макрофактор социализации. А 2. Автором термина «социализация» является… А. Американский психолог Т. Парсонс. Б. Немецкий педагог А. Дистервег. В. Американский социолог Ф.Г. Гуддинс. А 3. Человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности – это … А. Субъект социальной педагогии. Б. Объект социальной педагогики. В. Цель социально-педагогической деятельности. А 4. Создание условий и стимулирование развитие человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний – это … А. Социальное воспитание. Б. Социально-педагогическая деятельность. В. Социальное обучение. А 5. Воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически и психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог, относится к функции социальной педагогики. А. Воспитательной. Б. Социально-правовой. В. Социально-реабилитационной. А 6. Объектом специальной (коррекционной) педагогики является: А. Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Б. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. В. Достижение максимально возможной самостоятельности и независимости лиц с ограниченными возможностями. А 7. Предметом специальной педагогики является … А. Достижение развивающейся личностью социализации и самореализации в процессе образования. Б. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей человека с конкретным физическим или психическим недостатком. В. Теория и практика специального образования, которые включают в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей социализации его как личности и нахождение для этого оптимальных путей, средств и условий. А 8. Специальное образование – это … А. Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Б. Педагогическая помощь, определенные образовательные услуги, которые ребенок с ограниченными возможностями или его родители могут выбирать. В. Условия обучения (воспитания), в том числе образовательные программы, методы и средства обучения без которых невозможно (затруднено) освоение содержания образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. А 9. Социальная норма – это: А. Особая «я» - концепция индивида, формирующаяся под влиянием проблемной ситуации и характеризующаяся чувством потери своего места в системе значимых отношений и вообще в мире. Б. Правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта¬пе развития общества. В. Особое качество отношений между ребенком и взрослым, выражающееся в создании условий, обеспечивающих его физическое и нравственное развитие и духовное становление. А 10. Социально-педагогическая технология – это: А. Совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности. Б. Ситуация, в которой человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. В. Особый период в жизни человека, характеризующийся в силу его биологической и социальной незрелости зависимостью от взрослых и требующий обеспечение условий социальной заботы, социальной защиты, социального развития. А 11. Кризисная ситуация – это: А. Особое качество отношений между ребенком и взрослым, выражающееся в создании условий, обеспечивающих его физическое и нравственное развитие и духовное становление. Б. Асоциальная форма поведения ребенка, правонарушение, в основании которого лежит обедненность опыта социальных отношений. В. Ситуация, в которой человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. А 12. К какому понятию относится следующее определение: «Область человеческой практики, обращенная к оказанию всех видов поддержки нуждающемуся человеку, в основании которой лежит гуманистическая потребность и профессиональный метод решения социальных проблем»? А. Социальная забота. Б. Социальная работа. В. Социальная защита. А 13. К какому из перечисленных определений относится термин «Социальная педагогика»? А. Область человеческой практики, обращенная к оказанию всех видов поддержки нуждающемуся человеку. Б. Формирующая область научного знания, ориентированная на распознание социальных проблем человека и способов их решения на профессиональном уровне. В. Наука, ориентированная на изучение процессов формирования социально значимых качеств личности. А 14. К какому понятию относится следующее определение: «Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа»? А. Группа сверстников. Б. Семья. В. Коллектив. А 15. Назовите предпочтительный стиль семейного воспитания. А. Авторитарный. Б. Демократический. В. Смешанный. А 16. Какое определение соответствует термину «Семейное воспитание»? А. Особое качество отношений между ребенком и взрослым, выражающееся в создании условий, обеспечивающих физическое и нравственное развитие и духовное становление. Б. Воспитание, имеющее целью обеспечение равновесия процессов становления личностного «Я» в системе межличностных отношений. В. Усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, направленные на формирование личности младшего члена семьи. А 17. Какое определение соответствует термину «трудновоспитуемость»? А. Несоблюдение подростком норм и правил, установленных в обществе. Б. Сопротивление педагогическим воздействиям. В. Нарушение соответствующих возрасту социальных норм. ЧАСТЬ В Будьте внимательны! Задания части В могут быть 3-х типов: 1) задания, содержащие несколько верных ответов; 2) задания на установление соответствия; 3) задания, в которых ответ должен быть дан в виде числа, слова, символа. В 1. Соотнесите понятия и определения. А. … – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Б. … – относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. В. … – усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация личности. Г. … – активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, целей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. 1. Адаптация. 2. Социализация. 3. Развитие. 4. Воспитание. В 2. Какому термину соответствует определение: «Процесс, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интериализации всей его культуры»? В 3. Из предложенных вариантов выберите основные понятия социальной педагогики: А. Социально-педагогическая деятельность. Б. Просвещение. В. Социальное воспитание. Г. Система образования. Д. Социальная работа. В 4. Установите соответствие между типами отклонений от нормы: А. Педагогические. Б. Социальные. В. Психические. Г. Физические. 1 2 3 4 • болезнь; • задержка психического развития • отклонения в получении общего образования • сиротство; • нарушения зрения; • умственная отсталость; • отклонения в получении профессиональ¬ного образования • отклоняющееся поведение: • нарушения слуха; • нарушения речи; алкоголизм, наркомания, токсикомания, • нарушения опорно-двигательного аппарата • нарушения эмоционально-волевой сферы; проституция беспризорность безнадзорность бродяжничество • одаренность правонарушения преступность В 5. К какому понятию относится следующее определение: «взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию»? ЧАСТЬ С Ответы к заданиям части С формулируете в свободной краткой форме и записываете в бланк ответов. С 1. Перечислите четыре группы факторов социализации. С 2. На какие группы в социальной педагогике можно условно разделить отклонения от нормы? С 3. Что вы понимаете под термином «технология»? С 4. На чем основан принцип гуманности социального воспитания. С 5. Дайте определение понятию «нормальное поведение». КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ За правильный ответ на вопросы заданий части А испытуемый получает 1 балл, заданий части В – 2 балла, заданий части С – 5 баллов. Перевод тестовых баллов в четырех балльную школу оценок осуществляется по следующей школе. Неудовлетворительно – до 50 % баллов за тест. Удовлетворительно – от 50 % до 69 % баллов за тест. Хорошо – от 70 % до 84 % баллов за тест. Отлично – более 85 % баллов за тест. Список литературы 1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994. 2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1999. 3. МудрикА.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984 4. НагавкинаЛ. С, Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педа¬гог: Введение в должность: Сб. материалов. — СПб., 2000. 5. Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911. Список дополнительной литературы 1. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов. – Изд. 2. – М.: СПб.: Питер, 2008. – 256 с. 2. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ф. Басов. – М.: Академия, 2006.- 256 с. 3. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика/ В.Г. Бочарова. - М.: 1994. 4. Букатов, В. М. Игровая "Неотложка": практич. помощь педагогам в формировании дружного кл. / В. М. Букатов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. 5. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. – Изд. 6. – М.: Академия, 2007. – 439 с. Социальная педагогика: рабочая учебная программа [Текст ] / Сост. Л.В. Гусарова. Изд-во ГБОУ ДПО ИРОСО, Южно-Сахалинск, 2013.-13. Обсуждена на заседании кафедры начального общего образования протокол № 9 от 16 декабря 2013 г. Утверждена на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО протокол № ___ от _______________________ 2013 г. © ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»
Категория: Методическая литература | Добавил: zlobik07
Просмотров: 1566 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]